Американский футбол: футбол, в который играют руками
Американский футбол — одна из самых сложных игр в мире. Полный свод правил с трудом умещается на трехстах страницах, значительная часть терминов не переводится. Мы постаралась изложить в понятной обывателю форме базовые основы этого прекрасного вида спорта, который зачастую недооценивается. Команда ВсеПроСпорт.ру рассказывает о самой популярной игре в Северной Америке.
Цель игры -набрать больше очков, чем команда соперника.
Формат матча
В американском футболе на поле от каждой команды всегда находится 11 человек. Игра проходит по розыгрышам. Командам разрешается неограниченное число замен после каждого розыгрыша, поэтому внутри каждой команды обычно можно выделить три группы игроков: нападение (команда, владеющая мячом и пытающаяся набрать очки), защита (команда, пытающаяся не допустить набора очков соперником и перехватить мяч) и спецкоманды (выходящие на поле во время панта, кика и т. д.). Игра идет четыре четверти по 15 минут, при равенстве в счете играется овертайм.
Задача каждой команды - донести мяч до зачетной зоны соперника, либо забить мяч в ворота ногой. Кто успешнее атакует и лучше защищается - тот набирает больше очков и побеждает.
Начало игры
Игра начинается с того, что команды решают, кто будет начинать в атаке, а кто сыграет в защите. Судья бросает монетку, а победитель в так называемом coin toss выбирает начальный удар (с англ. kickoff), либо же прием (с англ. receive).
На поле выходят специальные команды. Оно, кстати, имеет протяженность в 120 ярдов, при этом с каждой стороны по 10 ярдов занимают зачетные зоны (с англ. endzone). Начальный удар с 20 ярдов своей половины поля (так называемой красной зоны (с англ. redzone)) делает кикер (с англ. kicker). Его задача на игру - как можно дальше выпинывать на начальных ударах и попадать в ворота на филд-голах (с англ. field goal), о которых мы расскажем позже.
Другая команда в это время ставит ретернера (с англ. returner), который должен поймать мяч и пробежать с ним как можно дальше к зачетной зоне соперника. Если кикер пнул хорошо, то ретернер может отказаться от пробежки, чтобы его нападение начало свою атаку сразу с 20 ярдов. Такая ситуация называется тачбэк (с англ. touchback). Так же ретернер может использовать право свободной ловли. В такой случае игра начинается с места, где ретернер поймал мяч.
Все остальные игроки в этот момент начинают бежать друг на друга. Задача одних - остановить мяч и не дать ретернеру пройти. Задача других - расчистить дорогу для своего бегущего. Может быть и так, что с мячом побежит совсем не тот игрок, который должен. Такой пример Вы можете видеть ниже.
Если ретерн не закончился тачдауном (проходом до зачетной зоны соперника), то игра продолжается с того же места, где был остановлен ретернер. От ретернера выходит команда нападения, от кикера - команда защиты.
Игра
На поле выходит нападение одной команды и защита другой. Цели у них прямо противоположные. Первые пытаются донести мяч до зачетной зоны соперника, чтобы заработать тачдаун, а последние всеми силами стараются отобрать у атаки владение, чтобы позволить выйти на поле своим нападающим.
Общепринятые аббревиатуры:
- QB — квотербэк
- TB — тэйлбэк он же RB — раннинбэк (задний бегущий). Раннинбэки подразделяются на: FB фулл-бэк, и HB хаф-бэк. Эти игроки выполняют одинаковые роли, приоритеты разные. Для FB это блок-бег-ловля, для HB — бег-ловля-блок.
- WR — ресивер, он же принимающий.
- LB – лайнбэкер
- DT — дифенсив-тэкл
- DE — дифенсив-энд
- DB — дифенсив-бэки, подразделяются на: СВ - корнербэк S - сэйфти: делятся на FS - фри сэфти и SS - стронг сэфти. SS выполняет примерно те же функции, что и FS, только он еще может играть man-to-man cover, блицевать и т.д. И расположен он ближе к LOS чем FS.
- LOS — line of scrimmage – линия розыгрыша.
Нападение
Главным действующим лицом в команде нападения является квотербек (с англ. quarterback/QB). Именно он координирует игру своей команды, решая, какую комбинацию она будет играть. Для этого перед розыгрышем разыгрывающий собирает команду на собрание или в так называемый хаддл (с англ. huddle). В голове у каждого игрока есть выученная книга комбинаций (с англ. playbook), по которой строится вся игра в американском футболе.
Когда квотербек называет комбинацию, каждый уже знает что он должен делать. После того как футболисты встали на свои позиции, все игроки ждут команды от квотербека центру для снэпа (с англ. snap). В этот момент центр (с англ. center/C) кидает мяч квотербеку, а тот выбирает дальнеший путь продвижения мяча вперед.
Существует два способа продвижения мяча вперед:
1) Вынос. Квотербек отдает мячу бегущему (с англ. runningback/FB/HB/RB/TB), который пытается по земле доставить мяч в зачетную зону соперника. Даун заканчивается, когда бегущий остановлен.
2) Пас. Квотербек отдает мяч принимающему (с англ. wide receiver/WR/TE/SL), который старается поймать мяч в воздухе и продолжает движение по земле. За розыгрыш можно дать только один пас, при этом нужно сделать его из-за линии начала розыгрыша или линии скримиджа (от англ. line of scrimmage), при этом количество пасов назад неограниченно. Розыгрыш закончен, если игрок остановлен, либо пас не нашел адресата. Даун закончен, если пас не принят, а игра продолжается с исходного положения.
Игрок считается остановленным, если после контакта с защитником он коснется поля любой частью тела, кроме ступней и ладоней.
Один заход команды нападения называется драйвом (с англ. drive). На прохождение каждых 10 ярдов команде нападения дается четыре попытки или четыре дауна (с англ. down). Если нападение не прошло 10 ярдов за четыре попытки, то владение мяча переходит к другой команде с того же места, где был остановлен мяч. Чтобы не дать сопернику начать с выгодного положения после третьей попытки, команда нападения делает пант (с англ. punt), который отдаляет мяч ее от зачетной зоны, но нападать начинает соперник.
В панте снэп делается пантеру, который с рук пытается выпнуть мяч как можно дальше на половину соперника. Пантер, как и кикер, выходит в спецкомандах. Если нападение проходит 10 ярдов за четыре дауна, то оно получает новые четыре попытки и старается продвинуться дальше. Если же команда проигрывает в счете и делать пант уже нет смысла, то четвертый даун играется в расчете на то, что удастся получить новые четыре попытки или сделать тачдаун сразу.
Если нападению удалось донести мяч до зачетной зоны соперника, то засчитывается тачдаун, а команда набирает шесть очков. После этого команда нападения вызывает спецкоманду, которая вместе с кикером делает удар по воротам. В отличие от начального удара, где кикер бьет с подставки, филд-гол пробивается вместе с холдером, который должен поймать мяч после снэпа и удобно поставить его под ногу разбегающегося кикера. За такой филд-гол дается одно очко.
По решению команды нападения вместо одноочковой реализации можно провести двухочковую, чтобы занести мини-тачдаун. В таком случае мяч ставится в двух ярдах от зачетной зоны соперника, но добиться успеха в этом случае намного сложнее.
В случае, если команда нападения не смогла дойти до зачетной зоны соперника, но находится от нее не так далеко (~35 ярдов), то на четвертой попытке бьется филд-гол. За забитый мяч команда нападения получает три очка, а после этого пробивает начальный удар. Начинает атаковать другая команда, нападение которой выходит на поле.
Защита
Защита всеми силами пытается помешать сопернику набирать очки. Для этого она останавливает бегущих с мячом, сбивает пасы. Игроки обороны не может препятствовать передвижению игроков атаки без мяча, но когда соперник его поймал, то защита может делать с ним все что угодно.
Существует несколько вариантов для игроков защиты:
1) Непойманный пас. Игрок нападения ловит мяч, но сразу же теряет его. В таком случае даун считается сыгранным, а нападение начинает с исходного положения. Также защитник (чаще всего корнербэк) может просто сбить мяч.
2) Перехват. Игрок обороны может перехватить пас квотербека и начать движение в сторону зачетной зоны соперника. Если он будет остановлен до тачдауна, то нападение этой же команды начинает свой драйв именно в этой точке поля. Мяч при перехвате должен не коснуться земли и быть в поле.
3) Фамбл. Если игрок поймал мяч и начал движение, то игроки защиты могут выбить у него мяч. Такой мяч считается свободным и владение захватывает та команда, которая первая до него доберется. После подъема мяча любая из команд может сразу же занести тачдаун, если это позволит сделать соперник.
4) Остановка игрока с мячом. Игрок обороны может вытолкнуть бегущего с мячом назад, тогда нападению придется набирать еще больше ярдов для получения новой попытки. чтобы не дать игроку нападения продвинуться, игроки обороны используют выталкивание в аут. В таком случае игра начинается с параллельной контакту точки. Лучше всего захватить сразу квотербека, то есть сделать сэк.
5) Сейфти. Если обороняющаяся команда захватила игрока с мячом в его же зачетной зоне, то объявляется сейфти. В таком случае защита получает два очка и право приема фрикика с последующей атакой.
Основную роль в игре защиты играют лайнбэкеры (с англ. linebackers), которые координируют игру обороны. Именно они собирают хаддл в своей команде и объявляют комбинацию, по которой будет проходить розыгрыш. Все защитные комбинации делятся на man-to-man (каждый с каждым) и zone cover (каждый отвечает за свою зону на поле).
Другие важнейшие игроки обороны - дифенсивбэки (с англ. defensivebacks). Среди них есть корнербэки (с англ. cornerbacks), которые играют с принимающими и чаще всего перехватывают мячи или сбивают их и сейфти (с англ. safety) - игроки, которые стоят дальше всех и страхуют всех остальных, не давая сопернику пройти слишком далеко.
Линия
Игроки, стоящие на линии мяча и идущие в максимальный контакт с соперником, а не мячом, называются линейными. Задача линии атаки - дать максимально удобный снэп квотербеку, защитить его от давления защиты и расчистить путь игроку с мячом. Защитники в свою очередь пытаются сделать сэк (с англ. sack) на квотербеке, то есть его захват за линией розыгрыша.
В нападении в середине играет центр, который делает снэп квотербеку. С двух сторон от него находятся гарды (с англ. offensive guard) и с двух сторон от нихтэклы (с англ. offensive tackle). Напротив гардов от защиты играютди-тэклы (с англ. defensive tackle), а по офф-тэклам играют ди-энды (с англ. defensive end). Все эти игроки обычно редко касаются мяча, их основная задача - ставить блоки (для нападения) и прорываться к мячу (для защиты).
Нумерация игроков
В футболе игроки не могут выбрать и носить свой любимый номер. Они имеют право носить только те номера, которые соответствуют занимаемой позиции:
- QB, P, K — 1-19
- WR (если 80-89 заняты) — 10-19
- RB и DB — 20-49
- C — 50-59
- C (если заняты 50-59) — 60-69
- Offensive Guards and Tackles — 60-79
- WR and TE — 80-89
- Defensive linemans — 60-79
- Defensive linemans (если заняты 60-79) — 90-99
- LB — 50-59
- LB (если заняты 50-59) — 90-99
Нарушения
Рефери сначала сигнализируют о нарушении, выбрасывая ярко-желтый флаг на поле в направлении или на месте нарушения. Поэтому телевизионщики употребляют в репортажах слово «флаг» для обозначения нарушений. Во время розыгрыша несколько рефери могут выкинуть флаги, обозначая одно нарушение, а могут - и обозначая несколько различных нарушений.
Один рефери может сигнализировать о нескольких нарушениях во время одного розыгрыша, тогда он бросает на поле мешочек с полистиролом или свою кепку. Если рефери выбрасывает флаг во время розыгрыша, то игра не останавливается, пока мяч не станет мертвым согласно всем обычным условиям.
Затем рефери разговаривает с одним из капитанов команды, против которой были нарушены правила, и выясняет, принимает ли команда нарушение или отклоняет (оставляет результат розыгрыша в силе). В некоторых случаях результат розыгрыша более выгоден для команды. При этом существуют варианты развития событий, когда рефери может не разговаривать с капитаном команды, когда выгода от нарушения очевидна.
Большинство нарушений приводят к повтору текущего дауна и перемещению мяча в направлении зачетной зоны нарушившей правило команды. Обычно мяч перемещают на 5, 10 или 15 ярдов, в зависимости от нарушения. Но не более половины расстояния до зачетной зоны.
В зависимости от нарушения за точку отсчета перемещения может быть принято само место нарушения, предыдущая точка (линия розыгрыша, на которой начался даун), точки снэпа, фамбла или паса назад; или успешная точка (линия розыгрыша следующего дауна).
Национальная футбольная лига
В главной футбольной лиге планеты играет 32 команды, которые разделены на две конференции - AL и NL. Они в свои очередь поделены на четыре дивизиона, из которых в плей-офф выходят победители дивизионов и две лучшие команды по проценту побед. В регулярном сезоне в НФЛ 17 недель, а каждая команда играет по 16 матчей. После этого наступает постсизон, в котором 12 клубов борются за попадание в Супер Боул. Он проводится на нейтральном поле, в первое воскресенье февраля.
Короткий ролик о правилах:
Вот что нужно знать и понимать для того, чтобы начать ставить на американский футбол.
Эксперты сайта ВсеПроСпорт.ру будут регулярно консультировать Вас в своих прогнозах на лучшую лигу планеты - NFL.