Ошибка хайндсайта при размещении ставок на спорт
Исследования в области нейроэкономики – науки, изучающей процесс принятия решений, – доказали, что деятельность, направленная на получение прибыли, действует на человеческий мозг так же, как и наркотическое опьянение, в то время как ситуации, повлекшие за собой денежные убытки, расцениваются как смертельные опасности. Так каким же образом делающие ставки игроки могут увеличить свои шансы на финансовое выживание и получение прибыли, балансируя между эйфорией и гибелью?
Основным методом обеспечения долгосрочной прибыли по ставкам на спорт является применение стратегии с положительным математическим ожиданием и регулярное размещение ставок. Звучит просто, однако часто трудности возникают из-за того, что мы слишком много думаем.
Когнитивные искажения: проклятие или благо?
В 1972 г. Амос Тверски и Даниел Канеман сделали мировое открытие, достойное Нобелевской премии: они ввели понятие когнитивных искажений – систематических отклонений от рационального поведения при формировании суждений. Результаты исследований в этой области (формирование суждений и принятие решений), очевидно, применимы к сфере размещения ставок, так как изучение принципов работы сознания открывает перед нами широкие перспективы.
Психологам известно о множестве заблуждений, создаваемых самими людьми. Смотря вниз, мы переоцениваем высоту, из-за чего начинаем испытывать страх перед падением.
К сожалению, такие ментальные приемы, также известные как эвристические методы, не смогут существенно помочь в тех ситуациях, когда объективность играет ключевую роль (например, при размещении ставок).
Когнитивные искажения, причинами которых могут быть как ментальный шум и влияние социальной среды, так и эмоциональная мотивация и ошибки при обработке информации, неизбежно будут оказывать воздействие на процесс принятия решений при размещении ставок на спорт. Они легко обрабатываются в мозгу, однако приводят к возникновению серьезных систематических ошибок.
Но шанс на спасение все же существует, если верить словам известного немецкого ученого Георга Кристофа Лихтенберга, которому принадлежит высказывание: «Наши слабости нам уже не вредят, когда мы о них знаем».
К таким когнитивным искажениям относится ошибка хайндсайта, которая проявляется в виде склонности воспринимать уже произошедшие события как очевидные (также это явление называют «Я знал, что так будет», или же ретроспективный детерминизм). Профессор психологии Томас Гилович стал первым, кто исследовал явление ошибки хайндсайта в азартных играх.
В ходе эксперимента, цель которого заключалась в том, чтобы выявить причины, по которым американские игроки, делающие ставки на спорт, продолжают использовать неэффективные стратегии, он выяснил, что суждения игроков о собственных успехах и поражениях влияют на их последующие ставки.
Во время первого эксперимента он обнаружил, что после футбольных матчей, исход которых определила удача (например, неправильное решение судьи, оказавшее значительное влияние на результат), ни выигравшие, ни проигравшие игроки не изменили бы свои ставки.
Проигравшие объясняли свое поражение действием случайных сил, в то время как победители не принимали их во внимание, поскольку для них был важен сам результат. Гилович, однако, пришел к выводу, что делающие ставки игроки склонны воспринимать успех как данность, однако поражение заставляет их тщательно изучать причины подобного исхода.
В ходе второго эксперимента Гилович попытался выяснить, в какой степени прошлые удачи могут повлиять на будущие решения игроков по ставкам, для чего он сообщил участникам эксперимента о ярком проявлении удачи, которое кардинально повлияло на исход недавнего матча, на который они размещали ставки. Было обнаружено, что в этом случае ранее проигравшие игроки склонны к тому, чтобы вновь поверить в силы своих команд, при этом вера выигравших игроков в своих фаворитов также не ослабевала.
В своем заключительном эксперименте Гилович обнаружил, что игроки, проигравшие в результате невезения (которое они считали главной причиной своего поражения), как и те, кто выиграл (независимо от причины этой победы – удача или навыки), склонны существенно увеличивать размер последующих ставок (в сравнении с первоначальными ставками).*
На основании этого можно сделать вывод о том, что склонность воспринимать успех как данность, а поражения считать победами, которые просто по каким-то причинам не смогли быть реализованы, могут привести к чрезмерной уверенности игроков в собственных навыках размещения ставок и снижению шансов на успех в будущем. Делающие ставки игроки, как и многие люди при иных обстоятельствах, не готовы признавать, что могут ошибаться.
Почему игроки должны быть осведомлены о существовании ошибки хайндсайта?
Можно ли преодолеть явление ошибки хайндсайта? Скорее всего, нет. Вот короткий ответ на эти вопросы по мнению Джеффа Ма, члена команды MIT Blackjack Team, который в 1990-е гг. заработал состояние, обыгрывая казино по всему миру. Люди подвержены когнитивным искажениям.
Однако шанс на спасение все же существует, если верить словам известного немецкого ученого Георга Кристофа Лихтенберга, которому принадлежит высказывание: «Наши слабости нам уже не вредят, когда мы о них знаем».
В следующий раз, когда вы поймаете себя на том, что размышляете о высокой вероятности победы, возможно, что именно в этот момент ваши суждения подвержены влиянию эффекта хайндсайта. Вместо того чтобы проклинать свою удачу, остановитесь и спросите себя: «Что важнее?». Быть правым или же получить прибыль? Ответы могут вас удивить.
* Для получения дополнительной информации об эксперименте Гиловича см. стр. 127–128 книги The Psychodynamics and Psychology of Gambling (Психодинамические механизмы и психология азартных игр) авторства Микала Асвада (Mikal Aasved).
По материалам БК Pinnacle