«Если ты принимаешь решения по правилам игры, больше «Зенит» судить не будешь»
Бывший арбитр ФИФА Сергей Хусаинов – о свистках в пользу «Зенита» и «Локо», причинах судейских ошибок и заговоре против «Спартака».
Завершающийся сезон в России (до его полного окончания остался один матч – финал Кубка) получился беспрецедентным по формату (спасибо коронавирусу) и концентрации разнообразных скандалов. Судейство обсуждали чаще футбола.
В эксклюзивном интервью нашему порталу экс-рефери ФИФА и бывший глава комитета арбитров РФС Сергей Хусаинов объяснил, почему так происходит, подвергнув жесткой критике существующую судейскую систему в российском футболе.
«Система «орлиный глаз», переговорные устройства, теперь VAR изменили философию игры. На мой взгляд – к худшему»
- Какую оценку по пятибалльной шкале вы бы поставили российским судьям за прошедший сезон?
- Вопрос сложный. Судя по тому, как закончился чемпионат, какие совершались ошибки – до идеала нам очень далеко. К сожалению, на протяжении всего сезона присутствовали околофутбольные моменты. С одной стороны, миссия выполнена – чемпионат проведен. А вот удовлетворения качеством работы сборной команды футбольных арбитров России у меня как у неслучайного человека в этой сфере – нет. Напротив, присутствует горечь.
- От чего в первую очередь?
- Я не понимаю, куда мы катимся. Чего хотим добиться? Система назначения судей, внедрение и реализация системы VAR вызывают много вопросов. Когда смотрю на все это со стороны, сидя на диванчике, становится очень грустно. Система «орлиный глаз», переговорные устройства, теперь VAR – все это в комплексе изменило философию игры. На мой взгляд – к худшему.
Футбол превратился в соревнование технологий. Кому-то было выгодно (финансово, экономически) ввести их в эту великую игру. Но чтобы система правильно функционировала, одной дорогостоящей аппаратуры мало. Нужны специально подготовленные VAR-арбитры, которые будут денно и нощно заниматься только этим.
- Почему судьи как хотят, так и трактуют подсказки видеоассистентов?
- Они трактуют так, как воспринимают правила игры и игровые эпизоды. Без обид, без имен и унижения человеческих качеств коллег скажу: молодые люди, которые сейчас допущены к определению правил игры на футбольном поле, просто так обучены. Они действуют так, как научили. Вопрос в том, кто их учил и как. Мне было удивительно слышать объяснения руководителя судейской корпорации Виктора Кашшаи, что он якобы обратился за консультацией к каким-то коллегам в Европе, и те сказали, что пенальти на Соболеве в Петербурге не было. Со стороны это выглядит просто унизительно.
Позволю себе напомнить притчу. Умирает раввин. Люди собрались в синагоге, чтобы выбрать его преемника. Кто-то предлагает: «А давайте выберем новым раввином Абрама. Достойный человек, бизнесмен, благотворительностью занимается – то, что нам нужно». Все – за. И вдруг встает один, Зяма, и говорит: «А я против. У него дочь – проститутка». Тут уже не сдержался сам Абрам: «Зяма, что ты такое говоришь? У меня и дочери-то нет!». А Зяма отвечает: «Я сказал – а вы думайте». Так и тут. Кашшаи сказал, а вы думайте – правда это или неправда. Но для меня такое унижение уровня футбольных арбитров – нонсенс.
- Встречались с таким раньше?
- Я вспоминаю скандальный эпизод на чемпионате мира 1990 года, когда Марадона при счете 0:0 выбил мяч из ворот сборной Аргентины в матче со сборной СССР. Он даже не подставил руку под удар – выбил мяч ею за пределы штрафной площади! Я сидел тогда на скамейке запасных нашей команды как администратор и своими глазами видел этот момент. Фредрикссон, арбитр, стоял в идеальной позиции, в соответствии со всеми рекомендациями ФИФА, но тем не менее показал жестом: «Играем дальше».
Потом уже, после чемпионата, на сборе рефери топ-класса в Риме я задал вопрос руководителю судейского корпуса: «Позвольте, а как понимать «руку Марадоны» и реакцию на нее арбитра?». Он поднес палец ко рту и сказал два слова: «No comments». А Кашшаи рассказывает: «Я позвонил, спросил…» Да кто они такие, где играли? Зачем все это? Никто же не расстреливает, не убивает арбитра за то, что он ошибся. Но когда руководитель судейского корпуса пытается ошибку оправдать, убеждая всех, что это не ошибка вовсе, тогда возникают сомнения в квалификации этого руководителя. Его это точно не красит.
После нашумевшей игры «Зенит» - «Спартак» в Кубке руководитель корпуса говорит о судье: «А мне он понравился». Прекрасно! Никто и не говорит, что Иванов – плохой человек. Но мне, например, работа всей бригады не понравилась. Я не понимаю, почему назначение пенальти за Азмуна заняло столько времени. Там не было скученности игроков, открытая позиция. О чем это говорит? Только о том, что и те, кто в поле, и их помощники за мониторами элементарно не разбираются в футбольных единоборствах. Так долго принимать решение в простейшем эпизоде – это и есть показатель профессионального качества арбитров. Я уже не говорю о моменте с Соболевым и Жирковым. Это вообще китайская грамота для них.
- Это пенальти?
- Конечно, пенальти. А если это не пенальти, тогда будьте добры дать Соболеву желтую карточку за симуляцию. Беда в том, что они обучены так, а переучивать всегда сложно.
«Система построена так, что нужно судить не только по правилам игры, но и по просьбам клубов»
- Вы последовательно критиковали бывшего главу департамента судейства и инспектирования РФС Егорова. Его замена изменила ситуацию?
- Замена руководителя ничего не поменяет. Вот «Спартак» пригласил Тедеско – что изменилось? Наверное, в тренировочном процессе что-то поменялось. Но так быстро, оперативно перестроить игру команды, развить футболистов – невозможно. Так и в судействе. Кашшаи пришел перед паузой в чемпионате, прочел две-три лекции – и что? Это не есть повышение уровня судейства. Возможности оценить арбитров со стороны, в игровой практике у него не было.
Я почему Егорова подвергал критике? За попытки оправдать элементарные, общепризнанные ошибки. Объясняя решение Вилкова засчитать гол Миранчука, забитый с явным нарушением правил, Егоров вообще выдал хит: «Нас бы не поняли болельщики, если бы этот гол отменили!». Но в правилах-то такого нет, ребята. Гол либо забит по правилам, либо нет.
- Вы понимаете, за какие заслуги бывший арбитр из не самой футбольной страны, Венгрии, удостоился чести руководить российскими судьями?
- Можно было пригласить людей из более футбольных стран, но по каким-то, понятным только руководителям РФС причинам, было принято такое решение. Не могу объяснить его – могу только строить догадки. С точки зрения профессионализации, улучшения качества арбитража, на мой взгляд, это выбор неправильный.
Посмотрите на такую «маленькую» футбольную державу, как Англия. Они позже всех в Европе ввели VAR. Они вопреки рекомендациям ФИФА отменили у себя возрастной ценз для арбитров – 45 лет (я тоже в свое время под него попал). Англичане создали свою корпорацию и сказали: мы, бывшие судьи, будем отбирать, готовить и назначать арбитров на все национальные лиги. Без всяких возрастных ограничений.
Если человек имеет огромный опыт работы, успешно сдает нормативы и успевает за развитием событий на поле – это же кладезь. Чем дольше его эксплуатируешь, тем больше пользы принесешь молодым, начинающим арбитрам. Поэтому в Англии сегодня и судят седовласые дядьки. И нет споров, агрессии. Обратный пример – Россия.
- Что вы имеете в виду?
- Когда пришел Розетти, он резко омолодил судейский корпус. Итальянец быстренько избавился от большинства опытных, квалифицированных рефери, которые имели авторитет на футбольном поле и не стеснялись свистеть в матчах с участием определенных топ-клубов. А взамен что и кто? У нас вся система, начиная с любительского уровня, построена так, что нужно судить не только по правилам игры, но и по просьбам клубов. Это самое страшное и печальное. К сожалению, у нас арбитров отбирают не по профессиональным качествам, а по принципу «свой – чужой».
- Что подразумевают эти просьбы?
- Влиять своими решениями на ход и результат матча – больше ничего. Но это уже криминальная, коррупционная составляющая судейского дела. И тут уже арбитр встает перед выбором: или ты судишь по чести и совести, или становишься частью системы. А как жить в обществе, не подчиняясь законам общества? Система создана, и в ней очень сложно остаться в независимым.
- В конце 90-х, когда всех этих технологий не было, судьям легче было отрабатывать «заказы»?
- Безусловно. Когда я возглавил судейский корпус, первое, что сделал – ликвидировал комиссию назначений, перевел всё в компьютер. И тут же получил удар в спину. Группа арбитров высшей лиги обратилась к руководителю футбольного союза Колоскову с просьбой отстранить от работы меня вместе со всей моей командой. А всё почему? Комиссия назначений была ликвидирована, и стало понятно: вот она, система. Вот он, первый шаг к очищению. А потом и со стороны клубов пошел накат. Им нужно как-то договариваться, а договариваться не получается, потому что Хусаинов все перечеркнул. В итоге не те арбитры приезжают к ним судить. В клубах подумали и решили: «А давайте лучше его уберем».
Аналогичная ситуация возникла, когда клубы выступили против Александра Егорова (только два воздержались). Егоров тогда правильно сказал: «У меня один начальник – президент футбольного союза». Это правда. А начальник сказал: «Мы вас услышали, клубы. Сейчас Егорову скажем – он все поправит, а в паузе освободим от занимаемой должности». До перерыва оставалось играть три-четыре тура. Егоров остался работать, но на самом деле это было публичное извинение перед клубами. Система доработала, выполнила свою миссию, и Александр Егоров, не дожидаясь отставки, написал заявление об увольнении по собственному желанию. Ситуацию тихо спустили на тормозах.
«Московскому «Спартаку» вернулся бумеранг за чемпионский сезон»
- Развитие телевизионных технологий требует большей изобретательности от нечистоплотных судей?
- Конечно. Мало того, что нужно «помочь» какой-то команде, так еще и желательно это сделать профессионально, чтобы комар носа не подточил. Тут приходится действовать очень технично, а для этого нужно хорошо ориентироваться в игровой ситуации, знать, как себя ведет на поле тот или иной футболист.
Когда судейке надо оправдать оказанное ему «высокое доверие», он ждет малейшего нарушения со стороны игрока, уже имеющего желтую карточку, и ищет повод достать вторую, выгнать его с поля. Принимая заведомо неправомерное решение, он знает, что сейчас и тренер начнет проявлять агрессию. А ему-то только этого и надо: «Ах ты руку поднял, рот открыл – получи тоже красную!».
- Вы сейчас про Тедеско?
- Я не называл эту фамилию, но всё же понятно. Футбол – это эмоции. Так почему нужно сразу применять дисциплинарные санкции? Можно же по-человечески подойти к тренеру: «Извините, я, может быть, ошибся, но вы успокойтесь, пожалуйста, это же всего лишь игра». Проблема в том, что ставки в современном футболе очень высоки.
- Вы имеете в виду бонусы за попадание в еврокубки?
- Да-да. Еврокубки – это же гарантированные финансовые поступления в казну клуба. Раньше у них никаких проблем не было – деньги текли из бюджета области, региона. А теперь народ задает вопросы: а чем мы хуже футболистов или хоккеистов? Что они делают для страны?
- Часто, наблюдая матчи РПЛ, вы ловите себя на мысли: "Коллега предвзят"?
- Часто. Как правило, предвзятость проявляется в непоследовательности решений. В идеале арбитр должен быть одинаково объективным по отношению к обоим участникам матча. Если в схожих эпизодах он применяет разные санкции к игрокам разных команд, у экспертов возникает вопрос: а в чем разница? А разница заключается в цвете футболок. Когда игра еще имеет какое-то турнирное значение, арбитр часто идет на нарушение судейской этики и дает тем самым основания для разговоров, что он не до конца честен перед самим собой. Футбол этого не прощает.
Я вспоминаю притчу, которую когда-то рассказали старшие товарищи. Тренер проигравшей команды приходит в судейскую после игры. Обращается к арбитру: «Реф, ты не виноват в нашем поражении, так что ты не огорчайся». Он заулыбался, сигаретку прикурил: «А кто ж тогда виноват-то?». А тренер продолжает: «А виноват тот человек, который впервые в жизни дал вам в руки свисток».
- Владелец «Спартака» Федун предложил организовать хэштег «Судите «Спартак», как «Зенит». Понимаете его сарказм?
- Конечно. У Леонида Арнольдовича есть все основания объявить такой хэштег. В матчах «Спартака» очень показательно принимались абсурдные решения.
- Вы видите в этом систему?
- Когда в матчах определенных клубов арбитры проявляют такую тенденциозность, это правильнее охарактеризовать как заказ. Заказ идет не от Кашшаи, а от заинтересованных сторон. Кашшаи может даже не знать, что там творится.
- Какой смысл "топить" команду, которая ни на что всерьез не претендует?
- В этом конкретном сезоне – не претендует. Значит, в других сезонах было что-то такое со стороны руководства (не президента даже – он мог не знать), когда для решения задачи нужно было то-то и то-то. И арбитры, которые выходили на поле, выполнили свою миссию. А на выходе… чего-то недополучили.
- То есть «Спартаку» вернулся бумеранг из золотого сезона?
- Совершенно верно! Как показывает опыт мудрецов, бумеранг существует. Не делай плохого, потому что тебе вернется. Но дело в том, что если ты попал в джунгли, то и живешь по законам джунглей. А в джунглях выживает сильнейший.
«11 пенальти «Локомотива» - это не совпадение. Просто Сухина из этой системы и играет по её правилам»
- «Зенит» действительно судят как-то по-особенному?
- Конечно, по-особенному. Самый показательный момент всегда – это пенальти: был, не был. В свое время я вел колонку в «Футбол Review». Семак тогда работал в Уфе, а «зенитчики» туда приехали играть (По всей видимости, Сергей Григорьевич имел в виду матч «Оренбург» - «Зенит» в 2017 году, в котором судья Вилков действительно назначил пенальти за падение Жиркова - Прим. «ВсёПроСпорт»). Судил Вилков. Гости уставшие после Лиги чемпионов. И вот момент: Жирков бросает мяч в штрафную и сам падает животом на защитника. Вилков стоит рядом и ничтоже сумняшеся ставит пенальти. Нарушение совершил игрок, владевший мячом, а наказание получил пострадавший!
Семак тогда повозмущался, а я в своей колонке написал: «Если бы такой пенальти поставили в ворота «Зенита», уверяю вас, на следующее утро «Аврора» уже стояла бы на Москве-реке напротив Дома футбола на Таганке, готовясь произвести залп». Геннадий Сергеевич Орлов часто возмущается: «Хусаинов всегда против «Зенита». А я не против «Зенита», я – за объективность.
- На ваш взгляд, существует негласная разнарядка - помогать Петербургу?
- Случайностей не может быть. Если ты принимаешь решения по правилам игры, больше «Зенит» судить не будешь. Вспоминается игра года два назад. Судья – парень из МЧС – в конце игры абсолютно справедливо дал вторую желтую защитнику «Зенита» Кришито. Его потом раскритиковали, хотя отработал здорово. Мне ваши коллеги позвонили, поинтересовались мнением, и я ответил: «Прекрасно отсудил. Но он больше никогда не будет судить «Зенит». И он больше никогда не судил «Зенит». Более того, его вообще отодвинули от судейства – посоветовали сосредоточиться на деятельности в МЧС.
А Игоря Егорова из Нижнего Новгорода помните? Розетти только приехал в Россию и в первом же интервью заявил: «Лучано Спаллетти – один из лучших тренеров мира». Слушай, ты же приехал руководителем судейского корпуса и должен быть нейтральным, а ты такие сигналы подаешь подчиненным… «Зенит» играет в Химках с «Динамо». Егоров прекрасно ведет игру. После первого тайма «один из лучших тренеров мира» выбегает на поле и что-то выговаривает Егорову. А после матча Розетти заявляет: «Да, отсудил прекрасно, но мы предложили Егорову закончить с судейством из-за травмы». Ему дали понять: подвинься, а мы тебя за это в инспекторский корпус включим. Егоров все понял и ушел.
- Михаил Вилков из Нижнего Новгорода отсудил уже 35 матчей с участием "Зенита". Это нормально?
- Это не есть хорошо, а с другой стороны было бы нормально, если бы не было необъяснимых ошибок из серии «no comments» в пользу «Зенита». Я еще в конце 90-х говорил западным коллегам, что у нас только два города имеют регулярные чемпионаты среди юношей, где арбитры начинают свою карьеру и могут совершенствоваться.
Предвидел ситуацию, что скоро у нас все судьи будут из Питера или Москвы, а нейтральных найти будет очень сложно. Вот Вилков – он нейтральный по географическому признаку. Но по своим действиям не соответствует требованиям, предъявляемым к нейтральному арбитру. Своими решениями он дает основания полагать, что он в этой системе участвует.
- Ситуация, когда бывший рефери Сухина становится начальником команды, не противоречит корпоративной этике?
- Так болельщики уже сняли видео, как он подбегал к судьям, просил записать желтую карточку не тому игроку «Локомотива», который нарушил правила, а другому. И потом в протоколе появлялась другая фамилия.
- «Локомотив» чаще всех в чемпионате - 11 раз - бил пенальти. Совпадение?
- Конечно, не совпадение. Просто Сухина из этой системы и играет по её правилам.
- Есть хоть один судья, который вас радует?
- На МЧС-ника была надежда, пока его не зачехлили. Способные ребята на ранней стадии уходят из судейства: не видят перспективы – все пути на судейский Олимп перекрыты. Порядочные люди системе не нужны. Грустно это.
- Футбольные власти на ваши замечания вообще не реагируют?
- Тишина. Как-то пригласили на «Матч ТВ», когда Валерий Георгиевич Карпин там работал. В нескольких программах поучаствовал, а как только дошло до «Зенита» – сказали: все, до свидания. Без объяснения причин. Хотя я просто сказал, что по правилам игры в той ситуации не могло быть другого решения.